«Лаборатория чудесных превращений»
Предлагаем вашему вниманию наш опыт работы по проведению познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Слайд №1
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Слайд №2
Цель: предоставить ребенку возможность для исследовательской деятельности как активного метода познания окружающего мира.
Задачи:
-
развитие познавательных способностей детей, умение находить ответы на вопрос “почему?”
-
формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;
-
развитие доказательной речи дошкольников;
-
приобщение детей к исследовательской деятельности.
-
привлечение родителей к экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса слайд №3
2. Методы деятельности: практические (опыты, эксперименты), наглядные (модели, схемы и т.д.), словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово). Слайд №4
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается умение:
- активно познавать окружающий мир,
- действовать согласно алгоритма познания,
- умение применять разные способы детского экспериментирования,
- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы,
- доказательно объяснять полученный результат,
- формируются предпосылки учебной деятельности.
У родителей: повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования. Слайд №5
Направление работы. Слайд №6
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
В нашем саду создан и применяется опытно-экспериментальный уголок, под названием «Лаборатория чудесных превращений», с помощью которого мы стимулируем исследовательскую и познавательную деятельность, удовлетворяя потребности детей в освоении окружающего мира, познании себя, как человека.
Он включает в себя: ростомеры для измерения роста детей, сантиметровые линейки для измерения окружности головы, грудной клетки, модели термометров, градусники для тела, воды, лупы, песочные часы, микроскоп, природный материал, красители, пипетки, колбы, вату, зеркала, и т.д. Существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов, а ещё – журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.(фото) слайд №7
В процессе проведения экспериментальной детской деятельности мы придерживаемся структуры, которая включает: постановку проблемы, отбор способов её решения, проверку гипотез предложенных детьми, формулировку выводов, фиксацию результатов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность дошкольников, побуждает их к самостоятельным исследованиям. Так , например,
Опыт «Тайнопись» слайд №8-9 или Опыт со льдом слайд №10
Работу по формированию привычки к здоровому образу жизни на основе исследовательской деятельности, мы начинаем со своими воспитанниками со средней группы. Проводим простейшие опыты и наблюдения,
Опыт « Плесень» слайд №11
В игровой форме учим детей различать и называть части тела, уточняем, для чего нужны те или иные органы. Постепенно подводим детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.
(Измерение человека)
Средние и старшие дошкольники более активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме мы обогащаем представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний
Для исследовательской деятельности важен метод самообследования, так, при ознакомлении с опорно-двигательным аппаратом человека наши воспитанники, выяснили, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета. Слайд №12
При изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводили опыты, рассматривали кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки, проверяли кожную чувствительность, фиксируя результаты исследований в дневнике наблюдений. (слайд №13-15)
На занятии в средней группе “Для чего нужен язык?”, путём исследовательской деятельности мы с детьми выяснили, что этот орган выполняет много разных функций: воспринимает вкусы, участвует в пережёвывании пищи и в образовании речи. Они попробовали все эти действия проделать без его помощи, и пришли к выводу о важности языка для организма человека, а также закрепили правила ухода за ротовой полостью, которые выполняют сами и рекомендуют сверстникам и взрослым. Слайд №16
В процессе работы ребята поняли важность гигиенических процедур для своего здоровья и разработали памятку по уходу за кожей, которой придерживаются дома и в детском саду. (слайд №17)
Помимо занятий наши воспитанники с удовольствием принимают участие в опыте: “посадка лука”. Это дает детям возможность убедиться в том, что путём исследовательских действий выполнение любого задания можно варьировать, помогают закрепить трудовые навыки, развивают воображение, умение мыслить нестандартно. Слайд №18-19
Устраиваем конкурсы: « Огород на окне», «Кто лучший огородник». (слайд №20)
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников: (слайд №21) проводим “Вечера вопросов и ответов”, “Мастер-классы”, организуем тематические выставки рисунков, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д.
Темами заседаний “Круглого стола” стали: “Воспитание любознательности средствами природы”, “Лечим простуду народными средствами”. На таких мероприятиях родители обмениваются своим опытом, выработанным путём экспериментирования, проб и ошибок.
Мы даем родителям возможность непосредственного участия в играх, занятиях, исследовательской деятельности. Длительное наблюдение ребёнка в новой обстановке, позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Слайд №22
Но показатели мониторинга развития детей по данному направлению были не достаточно высоки: высокий и средний уровень составляли всего 58%. Слайд №23
Наш опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения.
Сущность человека заключается в познании нового и неизвестного. Волшебство, тайна, интерес - составляющие, которые двигают людей к открытию непознанного мира. Ребёнок ещё не может усваивать знания в научных системах, но в познавательном арсенале старших дошкольников уже имеются различные средства и способы познания мира. Познавательно-исследовательская деятельность, доступная пониманию и возрасту детей, организованная под чутким руководством взрослого открывает удивительный мир предметов и явлений, вызывает бурный всплеск эмоций у дет ей, активизирует работу психических процессов. Слайд №24
|