Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 23.02.2018, 11:33

МБДОУ Локотской детский сад №1

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Консультации [4]
Методработа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Контакты
242300, Брянская область, Брасовский район, Посёлок Локоть, ул. Советская, д.19
Тел.:8(483)549-17-02
E-mail: ya.voronina13@ya.ru
Празднуем!
Календарь праздников
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Экспериментальная деятельность Каверзиной Э.В.

Экспериментальная деятельность с детьми.

 

Необыкновенный мир магнитов

 Все ли притягивают магниты?

Опыт с различными предметами

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
  • деревянный карандаш,
  • пластмассовая пуговица,
  • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
  • бумажный кораблик,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
  2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую. Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Педагог: - Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

- Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Действует ли магнит через другие материалы?

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • стакан с водой,
  • 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
  • маленький магнит.

Ход опыта:

  1. В стакан с водой опустить рыбок.
  2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование (на каждую пару детей):

  • лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
  • заготовки для машинок (дно, крыша) — по количеству детей,
  • металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
  • ножницы и скотч (можно клей и кисти),
  • палочки длиной примерно 30 см с прикрепленным на конце с помощью скотча маленьким магнитиком.

Ход опыта:

  1. Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
  2. Установить автомобили на старте.
  3. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Вывод. Сила магнита действует через картон и бумагу.

Педагог: - Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

4. Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • кусочек пенопласта в виде лодочки,
  • портновская игла для мачты,
  • цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
  • маленький магнитик,
  • миска или таз с водой.

Ход опыта:

  1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
  2. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.

Педагог: - Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

5. Все ли части магнита имеют одинаковую силу?

Опыт «Магнитные узоры»

Оборудование:

  • магниты разных форм и размеров,
  • железные опилки (можно получить стачиванием гвоздя напильником),
  • лист оргстекла (лучше с бортиком).

Ход опыта:

  1. Положить магнит под лист оргстекла.
  2. Посыпать лист железными опилками и постучать по нему пальцами.
  3. То же самое сделать, положив под оргстекло другие магниты.

Результат опыта. Большая часть опилок соберется по концам магнитов.

Вывод. Сила магнита больше по его краям.

6. Почему иногда два магнита отталкиваются?

Опыт № 1

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

  1. Поднести два магнита друг к другу.
  2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Опыт № 2

Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

  • пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

Ход опыта:

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Педагог: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт «Управление автомобилем»

Оборудование:

  • два магнита с окрашенными полюсами,
  • игрушечный автомобиль,
  • скотч.

Ход опыта:

  1. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле.
  2. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль.

Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные — назад.

Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

 

 

 

 

О свойствах торфа и глины.

ВоспитательПосмотрите, какую карточку-помощницу мы  выберем, чтобы узнать о свойствах торфа и глины?

ДетиНа карточке нарисована перчатка, значит, мы должны провести в лаборатории опыты-эксперименты.

ВоспитательТогда пройдем в нашу лабораторию. (Дети надевают белые халаты и шапочки, отбирают необходимый материал и рассаживаются за столами, на которых лежат карточки-схемы опытов и цветные карандаши.)

Воспитатель. Какие свойства торфа и глины мы будем исследовать?

Дети: нужно определить цвет торфа и глины, структуру, пластичность, проверить пропускают ли воду и узнать тонут они или нет)

(Дети называют порядок определения свойств, глядя на карточку-схему (Рисунок 2), затем проводят исследования по одному из природных материалов, заполняя карточку-схему.)

 

Опыт с ветром

Опыт “Ураган из листьев”.

Загадка.

Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так, порою, он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде!

Воспитатель. Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети. Сильный ветрище –это очень сильное движение воздуха, оно опасно.

Воспитатель. Тогда вышел средний брат и начал рассказывать о себе:

Вею, вою, ворожу,
Снег пушистый я кружу.
Гуляю в поле, а не конь,
Летаю на воле, да не птица.
Отгадали, кто же я? (Ветер).

Воспитатель. Ребята, ветер – это хорошо. Почему?

Дети. Он может шуметь, гудеть, надувать паруса, вертеть крылья мельницы, качать деревья, гнать по небу облака, разносить семена.

Воспитатель. Ветер – это плохо. Почему?

Дети. Песок в глаза, срывает шляпу, поднимает юбку, портит прическу маме.

Воспитатель. А какой бывает ветер?

Дети. Неприятный, колючий, жаркий, быстрый.

Воспитатель. Ветрище мы с вами видели, а теперь, давайте посмотрим на ветер. Мне понадобятся смелые, инициативные помощники, которые сейчас выйдут и помогут мне провести опыт.

Дерево и металл

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)

- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый) .

- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).

- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный) .

Цикл опытов на тему: «Электричество»

«Как увидеть молнию?»

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества).

«Почему лампочка светит?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

«Помоги Золушке»

Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Вариант 1. Можно использовать воду.

Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.

Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Опыт 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

Опыт «Ожившие волосы».

Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.

Материал: расческа.

Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.



 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Воронина (12.11.2014)
Просмотров: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Новости
Погода
Яндекс.Погода
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz